[an error occurred while processing this directive]

В начало

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

2. Содержание дисциплины

Литература

2. Содержание дисциплины

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, практических и лабораторных занятий, а также выполнение аудиторной работы с последующим собеседованием по ее результатам.

2.1. Лекционные занятия

Тема 1. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации

Информационные процессы в экономике и проблемы информатизации общества в России.

Информационный ресурс — основа информатизации экономической деятельности.

Информационные системы управления экономическими объектами, их классификация, сферы функционирования информационных систем различных классов. Понятие автоматизированной информационной системы (ИС) и информационной технологии (ИТ). Место ИС и ИТ в управлении экономическими объектами. Задачи ИТ как основы инфраструктуры управления в условиях рыночной экономики на современном этапе. Классификация ИТ. АРМ — средство автоматизации работы конечного пользователя.

Тема 2. Методика создания информационных систем (ИС) управления экономической деятельностью

Структурная и функциональная организация ИС.

Теоретические и организационные принципы создания ИС.

Стадии, этапы создания, внедрения и функционирования ИС, АРМ и ИТ в экономике. Содержание, организация, результаты и документирование выполнения этапов работ. Методы ведения проектировочных работ.

Роль пользователя в создании ИС, ИТ и постановке задач. Технология постановки экономических задач.

Тема 3. Информационное обеспечение информационных систем (ИС)

Структура и содержание информационного обеспечения ИС, АРМ и ИТ. Требования к информации для решения экономических задач. Информационные потребности работников экономических служб для выполнения своих профессиональных функций.

Внемашинное информационное обеспечение. Структурные единицы информации в ИС. Состав показателей. Классификаторы и коды (локальные, отраслевые, ЕСКК), технология их применения. Технология и области применения штрих-кодов. Понятие документа, типовой и унифицированной систем документации. Входные и выходные формы документов, их особенности при компьютерной обработке. Варианты организации электронного документооборота.

Структура и содержание внутримашинного информационного обеспечения. Состав и организация внутримашинной информационной базы: файлы, базы данных, распределенные базы данных.

Банки данных (понятие, состав элементов), принцип функционирования, необходимость их разработки. Локальные и распределенные базы и банки данных, их значение в экономической деятельности.

Этапы создания базы и банка данных. Информационно-логическое моделирование баз данных. Выбор и построение концептуальной модели, методов контроля и защиты данных.

Физическая структура данных. Общая характеристика физической структуры данных и факторов, определяющих их выбор.

Базы знаний (понятия, элементы). Принципы формирования баз знаний для решения экономических задач и диалогового взаимодействия с пользователями системы. Роль пользователя в создании и использовании баз данных и знаний.

Тема 4. Технологическое обеспечение информационных систем в экономике

Понятие, цели и задачи технологического обеспечения ИС, ИТ и АРМ; его цели и задачи.

Пакетный, диалоговый и сетевой режимы автоматизированной обработки экономической информации.

Технологии обработки текстовой и табличной информации. Интегрированные пакеты для офисов. Системы управления базами данных (СУБД), их виды, особенности работы пользователя, направления применения в экономической работе.

Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных.

Нейросетевые технологии финансово-экономической деятельности.

Тема 5. Защита информации в экономических информационных системах (ЭИС)

Виды угроз безопасности ИС и ИТ. Необходимость защиты экономической информации. Методы и средства защиты информации в ЭИС, их назначение.

Основные виды защиты информации, используемые в ИТ учетной и финансово-кредитной деятельности. Роль криптографических и других способов защиты информации.

Тема 6. Интегрированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в экономике

Проблемно-ориентированные ИС и ИТ на базе деловых АРМ, рабочих станций, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, электронного офиса в бухгалтерском учете, финансовой, банковской деятельности, налоговой, страховой службах, казначействе.

Социальные перспективы развития ИС и информатизации в экономике.

2.2. Лабораторные занятия

Целью проведения практических и лабораторных занятий является усвоение методов постановок экономических задач, а также приобретение студентами навыков решения экономических задач с использованием ПК и пакетов прикладных программ. Результат индивидуальной работы студента на ПК — получение распечатки.

Содержание лабораторных работ

№ п/п Наименование работы Количество часов
Всего В том числе
лабораторные занятия самостоятельная работа
1 Методика постановки экономической задачи 2 2  
2 Поиск информации в сети Интернет 4 2 2
3 Работа с программой Outlook Express в режиме электронной почты 6 4 2

2.3. Содержание письменных и аудиторных работ

Аудиторная работа посвящена постановке задачи, взятой студентом из своей профессиональной деятельности. Структура, содержание, объем и требования к оформлению работы рассматриваются на лабораторном занятии. Работа оформляется в письменном виде или может быть выполнена и оформлена на ПК.

При выполнении аудиторной работы студент описывает порядок постановки выбранной им задачи с целью перевода ее решения на новую компьютерную технологию.

Студенту рекомендуется выбрать для постановки одну из задач, которая выполняется им в процессе профессиональной деятельности или по которой может быть получен практический материал для постановки задачи.

Обязательным является самостоятельность в выполнении задания, учет рекомендаций, приведенных в методических указаниях по выполнению аудиторной работы.

Не допускается пересказ содержания технологической документации, сопровождающей применяемые в организации программные продукты. В случае изложения материалов технической документации работа не допускается к собеседованию и не зачитывается.

Разрешается выполнение работы в домашних или производственных условиях, а при возникающих трудностях — получение консультаций или выполнение работы в аудитории в присутствии преподавателя.

Работа должна быть правильно оформлена, написана (напечатана) на сброшюрованных листах формата А4 или в тетради. Общий объем работы не должен превышать 25 страниц рукописного текста. Обязательным является наличие в качестве примера приложения с образцами форм документов — носителей исходной и результатной информации, применяемых бланков документов с заполнением двух-трех строк.

Аудиторная работа выполняется в строгом соответствии с изложенной ниже методикой постановки экономической задачи.

ПОСТАНОВКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ, ЕЕ СОСТАВ

Описание постановки задачи состоит из нескольких разделов:

1. Общие данные о задаче. Раздел содержит: наименование задачи, периодичность ее решения, сроки решения, источники и способы получения исходной информации, данные о получателе результатов, информационные связи с другими задачами.

2. Описание исходной информации. Раздел содержит: перечень всех видов исходных данных (документов, массивов), их содержание (формы документов, макеты машинных носителей, видеограмм), описание каждого элемента данных (реквизита) для всех видов исходной информации по следующей форме:

Наименование реквизита Идентификатор Разрядность Примечание

Кроме того, указывается процент заполнения форм документов; показатели, которые могут не заполняться.

3. Описание контроля исходной информации. Описываются все возможные способы контроля: проверка по контрольным суммам, арифметическая и логическая зависимость граф и строк, допустимые пределы отклонений отдельных показателей, интервалы значений показателей и признаков, контроль разрядности всех реквизитов.

4. Описание условно-постоянной информации. Раздел содержит: перечень и состав условно-постоянной информации, условие взаимодействия с переменной информацией.

5. Алгоритм решения задачи. Решение каждой задачи представляется в виде ряда последовательных математических и логических операций. Такое описание называется экономическим алгоритмом. Алгоритм — это система правил, четко и однозначно определяющих последовательность решения задачи и преобразования исходных данных в промежуточные и результатные.

Каждому исходному и результатному показателю присваивается условное обозначение — идентификатор, приводятся формулы преобразования исходной информации в результатную. Рассматривается общий и все частные случаи выполнения алгоритма.

6. Описание результатной информации. В разделе приводятся: перечень, содержание и формы результатных сводок, макетов машинных носителей и видеограмм, описание всех реквизитов каждого вида результатной информации аналогично п. 2. Указываются способы контроля результатных показателей, пользователей результатной информации.

2.4. Тематический план лекций и практических занятий

Кафедра АОЭИ

Дисциплина «Информационные системы в экономике» для студентов III курса специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» на 2002/03 учебный год

№ п/п Темы лекций и практических занятий Количество часов Срок проведения контрольных (аудиторных) ТСО Другие средства
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия
Гор. Пер. Гор. Пер. Гор. Пер.
1 Тема 1, 2. Информационные процессы в экономике и объективная необходимость их автоматизации. Методика создания информационных систем (ИС) управления экономической деятельностью 4 4         Аудиторная работа по постановке задачи после 12 часов лекций    
2 Тема 3. Информационное обеспечение информационных систем (ИС) 4 4     4 4    
3 Тема 4. Технологическое обеспечение информационных систем (ИС) в экономике 2 2     2 2    
4 Тема 5. Защита информации в экономических информационных системах (ЭИС) 2 2            
5 Тема 6. Интегрированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в экономике         2 2    
Итого: 12 12     8 8      
[an error occurred while processing this directive]