[an error occurred while processing this directive]

В начало

Предисловие

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

ЧАСТЬ II. Организация государственного управления

Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

1. Организационно-правовые основы управления в административно-политической сфере

Организационно-правовые основы управления в административно-политической сфере
Особенности управления в административно-политической сфере
Вопросы, составляющие административно-политическую сферу, находятся в основном в ведении Российской Федерации. Статья 71 Конституции РФ относит к ее ведению внешнюю политику и международные отношения, оборону и безопасность, определение статуса и защиту государственной границы.
В совместном ведении остаются вопросы, касающиеся обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон (ст. 72 Конституции РФ).
Полномочия Президента РФ в административно-политической сфере
  • руководит деятельностью органов государственного управления в административно-политической сфере в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством;
  • руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;
  • осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Министерством юстиции РФ, Управлением делами Президента РФ и другими органами.
Полномочия Правительства РФ в административно-политической сфере
  • осуществляет мероприятия по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, охране прав и свобод граждан, общественного порядка и борьбы с преступностью (ст. 114 Конституции РФ);
  • осуществляет конкретные действия по воплощению в жизнь военной доктрины и обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружений, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям.
Полномочия субъектов Федерации в административно-политической сфере
  • образуют военные комиссариаты, которые входят в систему органов управления обороной. Военные комиссары, возглавляющие их, осуществляют учет военнообязанных, организуют проведение призывов на военную службу, военные сборы, оказывают помощь уволенным офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей в трудоустройстве, получении жилья;
  • в области внутренних дел осуществляют задачи и функции, аналогичные задачам и функциям МВД России. Они обеспечивают охрану общественного порядка, личности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных действий на подведомственной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в административно-правовой сфере
  • решение вопросов социально-правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей;
  • решение вопросов организации воинского учета, организации призыва граждан на военную службу, военных сборов, мобилизации;
  • осуществление охраны общественного порядка на своей территории с использованием сил милиции и общественной безопасности;
  • оказание влияния на деятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Реализуя свои полномочия в этой области, органы местного самоуправления входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, о назначении на должность и освобождении от нее начальников этих органов, оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений, создают условия для привлечения осужденных к труду.
Правовая основа
Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности»;
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»;
федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 233-ФЗ «Об обороне», от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от I 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изм. и доп.).

2. Органы управления в сфере внутренних дел

Органы управления в сфере внутренних дел
Министерство внутренних дел РФ1
Понятие
Министерство внутренних дел РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Основные задачи
  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
  • обеспечение охраны общественного порядка;
  • обеспечение безопасности дорожного движения.
Основные полномочия
  • формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;
  • самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности в соответствии с предоставленной им компетенцией.
Министр внутренних дел РФ
Ответственность Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Основные полномочия
  • информирует Президента и Правительство РФ о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • вносит на рассмотрение предложения по основным направлениям государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • организует работу центрального аппарата МВД России;
  • утверждает внутренний распорядок, издает нормативные правовые акты;
  • заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера.
Федеральная миграционная служба2
Понятие
Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Основные задачи
  • производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
  • осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля над соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
  • оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания з Российской Федерации.
Основные права
  • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • привлекать для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.

3. Органы управления в области обороны

Органы управления в области обороны
Президент РФ
  • осуществляет общее руководство Вооруженными Силами РФ;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
  • объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; утверждает концепцию, планы строительства, применения, дислокации Вооруженных Сил.
Правительство РФ
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны;
  • занимается вопросами финансирования Вооруженных Сил;
  • организует оснащение их вооружением, другими материально-техническими средствами и ресурсами;
  • обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, создания инфраструктуры Вооруженных Сил.
Министерство обороны РФ3
Понятие
Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обороны.
Основные задачи
  • разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
  • организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил.
Генеральный штаб
Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожных войск РФ, федерального органа специальной связи и информации.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству4
Понятие
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
Основные задачи
участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в разработке государственной политики в указанной области и обеспечение реализации ее основных направлений.
Осуществление контроля и надзора
  • за деятельностью в области военно-технического сотрудничества представительств субъектов военно-технического сотрудничества в Российской Федерации и в иностранных государствах, а также других организаций;
  • за маркетинговой, рекламной, рекламно-выставочной деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
  • за уровнем внешнеторговых цен на экспортируемую (импортируемую) продукцию военного назначения с учетом защиты экономических интересов Российской Федерации.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю5
Понятие
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.
Сфера действия
  • обеспечение безопасности информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере;
  • противодействие иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;
  • обеспечение защиты (некриптографическими методами) информации.
Федеральная служба по оборонному заказу6
Понятие
Федеральная служба по оборонному заказу является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим совершенствование деятельности по формированию и размещению государственного оборонного заказа, проведение единой государственной политики в области разработки, производства, унификации, стандартизации вооружения и военной техники общего применения, а также разработку и осуществление при исполнении государственного оборонного заказа необходимых мер по сохранению и развитию оборонного и научно-технического потенциала Российской Федерации и адаптации его к условиям рыночной экономики.
Основные задачи
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию и контролю за исполнением государственного оборонного заказа в части, касающейся вооружения и военной техники общего применения;
  • обеспечение разработки и осуществления при исполнении государственного оборонного заказа необходимых мер по сохранению и развитию оборонного и научно-технического потенциала Российской Федерации и адаптации его к условиям рыночной экономики;
  • обеспечение осуществления заказов на разработку, производство и поставку вооружения и военной техники общего применения для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке указанного вида вооружения и военной техники и по созданию новых технологий их производства.
Федеральное агентство специального строительства7
Понятие
Федеральное агентство специального строительства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Агентстве.
Основные задачи
  • строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
  • строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;
  • строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика.

4. Органы управления в сфере безопасности

Органы управления в сфере безопасности
Президент РФ
  • осуществляет общее руководство органами безопасности, координацию их деятельности, принятие оперативных мер;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.
Совет Безопасности РФ
Является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в рассматриваемой сфере.
Правительство РФ
Обеспечивает руководство государственными органами безопасности, осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности, организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными и финансовыми средствами, формирует статьи федерального бюджета для исполнения конкретных целевых программ в этой области.
Федеральная служба безопасности РФ8
Понятие
Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Основные задачи
  • информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
  • выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленных на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Директор Федеральной службы безопасности РФ
  • назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;
  • несет ответственность за выполнение возложенных на Службу задач;
  • первый заместитель директора ФСБ России, первый заместитель директора руководитель Пограничной службы ФСБ России;
  • заместители директора ФСБ России, руководители служб ФСБ России имеют право представлять ФСБ России во взаимоотношениях с Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, законодательными (представительными) и судебными органами государственной власти Российской Федерации.
Служба внешней разведки РФ9
Понятие
Служба внешней разведки РФ осуществляет специальный вид разведывательной деятельности, направленный на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказывает содействие в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Основные задачи
  • обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности России.
Полномочия
  • по осуществлению мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
  • по использованию в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;
  • по организации и обеспечению защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории страны;
  • по обеспечению безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и членов их семей в государстве пребывания.
Федеральная служба охраны РФ
Понятие
Федеральная служба охраны РФ — это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране.
Основные задачи
  • обеспечивает безопасность Президента РФ, а также решает в сфере обеспечения безопасности России задачи, поставленные Президентом РФ в пределах своих полномочий;
  • предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в течение срока их полномочий: Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, Председателю Конституционного Суда, Председателю Верховного Суда, Председателю Высшего Арбитражного Суда, Генеральному прокурору. В случае необходимости государственная охрана может быть предоставлена членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, другим лицам на основании распоряжения Президента РФ.
Государственная фельдъегерская служба РФ10
Понятие
Государственная фельдъегерская служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации. Служба является составной частью системы сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации.
Основные задачи
  • обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов прокуратуры Российской Федерации;
  • доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента и (или) Правительства РФ;
  • доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;
  • доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации.

5. Орган управления по контролю за оборотом наркотиков

Орган управления по контролю за оборотом наркотиков
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков11
Понятие
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Основные задачи
  • обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
  • выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Полномочия
  • осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, а также о противодействии их незаконному обороту;
  • выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и в пределах своей компетенции организует меры, направленные на их устранение;
  • организует и осуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно.
Структура
Общее руководство Службой осуществляет Президент РФ. Непосредственное руководство Службой обеспечивает ее директор, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.
В Службе образуется коллегия в составе директора Службы (председатель коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии Службы (кроме лиц, входящих в нее по должности), утверждается Президентом РФ.

6. Органы управления в области юстиции

Органы управления в области юстиции
Министерство юстиции РФ12
Понятие
Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
Основные задачи
  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Полномочия Министерства юстиции РФ
  • вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных служб;
  • обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • самостоятельно принимает нормативные правовые акты в соответствии с компетенцией Министерства;
  • участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации.
Федеральная регистрационная служба13
Понятие
Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.
Основные задачи
  • обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий;
  • осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
  • осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также создание и функционирование системы ведения указанного реестра в электронном виде и т.д.
Федеральная служба судебных приставов14
Понятие
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
Полномочия
  • обеспечивает установленный порядок деятельности судов, осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов, применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа, проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
  • организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
  • осуществляет розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации) и т.д.
Задачи
  • обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
  • управление территориальными органами Службы.
Федеральная служба исполнения наказаний15
Понятие
Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Задачи
  • исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
  • контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
  • обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
  • обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, и т.д.
Основные полномочия
  • обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасности лиц, находящихся на их территориях;
  • безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России;
  • точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
  • установление порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
  • привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда и т.д.

7. Органы управления в сфере иностранных дел

Органы управления в сфере иностранных дел
Президент РФ
  • осуществляет руководство в сфере иностранных дел;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представительств.
Федеральное Собрание РФ
  • принимает законы, определяющие содержание внешнеполитической деятельности;
  • утверждает указы Президента РФ о введении военного положения;
  • решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
Правительство РФ
  • осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
  • обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • заключает международные договоры;
  • обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам;
  • наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств.
Министерство иностранных дел РФ16
Понятие
Министерство иностранных дел РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Основные задачи
  • разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ;
  • реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
  • обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;
  • защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом.
Структура Министерства иностранных дел РФ
  • центральный аппарат;
  • загранучреждения;
  • территориальные органы;
  • организации, подведомственные Министерству, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации.
Посольство Российской Федерации
Учреждение
Учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением указом Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.
Основная задача
Обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет координацию деятельности и контроль над работой находящихся в данном государстве представительных федеральных органов исполнительной власти, российских государственных предприятий, учреждений и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Федерации.
Основная функция
Представительство Российской Федерации в государстве пребывания и обеспечения дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, культурной и других областях, оказание содействия государственным органам, общественным объединениям и представителям деловых кругов России в установлении контактов с подобными структурами государства пребывания и поддержание с ними постоянной связи и выполнение других задач и функций.
Консульские учреждения Российской Федерации
  • образуются на основе взаимного соглашения Российской Федерации с другими государствами;
  • функционируют в крупных городах, морских, речных портах страны пребывания, открываются в местах, где имеется наибольшее количество граждан соответствующей страны или существуют постоянные связи с этим государством;
  • на них возложены задачи и функции по защите в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц, осуществление паспортно-визового обслуживания, нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществление функций по вопросам правовой помощи граждан Российской Федерации.

8. Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий17
Понятие
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Система органов
  • территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Федерации;
  • Государственная противопожарная служба;
  • войска гражданской обороны;
  • Государственная инспекция по маломерным судам;
  • аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в его ведении.
Основные задачи
  • выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
  • организация подготовки и утверждения проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
  • осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России и т.д.
Основные функции
  • разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ предложения, в том числе по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • разрабатывает проекты законов, иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
  • разрабатывает и утверждает (устанавливает):
а) нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности; б) положения о территориальных органах МЧС России — региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Федерации и т.д.

9. Иные органы управления в сфере административно-политического строительства

Иные органы управления в сфере административно-политического строительства
Главное управление специальных программ Президента РФ18
Понятие
Главное управление специальных программ Президента РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также руководство подведомственными организациями. Указанный орган имеет статут федерального агентства.
Основные задачи
  • обеспечение исполнения Президентом РФ полномочий в области мобилизационной подготовки органов государственной власти в Российской Федерации;
  • организация обеспечения мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти, их аппаратов, Администрации Президента РФ;
  • разработка предложений по планированию перевода Российской Федерации на условия военного времени;
  • обеспечение функционирования специальных объектов и объектов мобилизационного назначения в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения, а также осуществление контроля готовности к использованию по предназначению запасных пунктов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и организаций и т.д.
Основные права
  • привлекать для осуществления отдельных работ на договорной основе организации, ученых и специалистов;
  • запрашивать и получать необходимые для Главного управления сведения по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
  • давать поручения руководителям и органам государственной власти, Администрации Президента РФ по вопросам обеспечения функционирования и поддержания в готовности специальных объектов федеральных органов государственной власти, по вопросам мобилизационной подготовки этих органов, по вопросам защиты информации от утечки и т.п.
Управление делами Президента РФ19
Осуществляет управление
подведомственными ему организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями), а также объектами федеральной собственности, включая имущество, закрепленное за подведомственными ему организациями, управление и распоряжение которым возложено на Управление.
Основные функции
  • организует эксплуатацию объектов, используемых федеральными государственными органами, а также содержание закрепленных за ними помещений, оборудования и прилегающей территории в надлежащем состоянии;
  • организует работу подведомственных ему здравниц, детских учреждений и распределяет места в них;
  • реализует федеральное имущество, управление и распоряжение которым возложено на Управление и которое не подлежит дальнейшему использованию по причине неэффективности или нецелесообразности;
  • участвует в осуществлении внешнеэкономической деятельности и т.д.
Основные права
  • создавать подведомственные ему организации, реорганизовывать и ликвидировать их, утверждать уставы организаций, вносить в них изменения и дополнения;
  • давать подведомственным ему организациям разрешение на участие в строительстве;
  • сдавать в аренду федеральное имущество, управление и распоряжение которым возложено на Управление;
  • проводить проверки и документальные ревизии деятельности подведомственных ему организаций;
  • привлекать экспертов и советников, заключать договоры (контракты) с организациями и гражданами и другие права.

1 См. постановление Правительства РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

2 См. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».

3 См. Указ Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации».

4 См. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству».

5 См. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю».

6 См. Указ Президента РФ 10 июня 2003 г. № 650 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации».

7 См. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства».

8 См. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

9 См. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (с изм. и доп.).

10 См. Указ Президента РФ от 13 августа 2004 г. № 1074 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации».

11 См. Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».

12 См. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

13 См. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы».

14 См. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».

15 См. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

16 См. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации».

17 См. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

18 См. Указ Президента РФ от 31 августа 1998 г. № 1025 «Положение о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации».

19 См. Указ Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444 «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации» (с изм. и доп.).

[an error occurred while processing this directive]